среда, 6 марта 2013 г.

Бельгийские каникулы

Путешествуя по городам Бельгии, мне почему-то каждый раз вспоминался старый анекдот:

Октябрь 1917-го. Невский проспект. Вооруженные люди бегут к Зимнему Дворцу.
Внучка декабриста останавливает одного из матросов: "Скажите, пожалуйста, чего хотят все эти люди?"
Матрос отвечает: "Чтобы богатых больше не было, бабуля!"
Внучка декабриста пожимает плечами и говорит: "Странно, а вот мой дед боролся за то, чтобы не было бедных".

Конечно, хорошо там, где нас нет, но у меня сложилось впечатление, что в Бельгии очень высокий уровень жизни и нет дичайшего расслоения, как у нас, собственно, это не впечатление, это так и есть. Понятно, что в крупных городах, таких как Брюссель, встречаются маргинальные элементы, особенно в районе вокзалов и так называемом арабском квартале, где, выйдя на улицу в ранний час после завтрака из отеля, мы долгое время не могли встретить просто даже белого человека - встречались одни черные, поэтому было несколько неуютно, хотя я никогда не разделяла людей по цвету кожи, никакого криминала замечено не было, и даже они, думаю, живут в Бельгии весьма неплохо... 

В более мелких городах - Брюгге и Генте, в небольших "деревушках", мимо которых проезжаешь на поезде, видишь совсем другую картину: это либо загородный стиль, чаще частные двухэтажные дома с ухоженным садом, ровненько постриженными газончиками, гаражом, фонтанчиками и прочими малыми архитектурными формами, либо городские квартиры, но с высокими потолками, просторными комнатами, большими эркерными окнами, которыми я любовалась во время прогулок по городу. Конечно, есть разрушенные здания, есть нового типа, но их, мне показалось, мало, потому что города сумели сохранить исторический облик, в котором преобладает, как мне кажется, готический стиль.

Но главное даже не живописные пейзажи и старинная архитектура - главное люди, которые чувствуют здесь себя комфортно, уверенно, защищенно и спокойно. Старики не выброшены за рамки общества, они ведут активный образ жизни, ездят на велосипедах, сидят в кафе. Они могут себе это позволить. Много ли в наших кафе вы видели стариков? Честно скажу, я сама не помню, когда я последний раз была в наших кафе, не пиццериях и "ресторанах" самообслуживания, а в нормальных заведениях, потому что, черт возьми, это дорого. Это просто необоснованно дорого, возможно, меня просто душит жаба или я не знаю достойных мест, но простых стариков в наших кафе-ресторанах вы точно не встретите. А там они повсюду, их ценят, уважают, с ними вежливо и на равных общается и шутит персонал, свободно и непринужденно. Можно встретить 80-летнего старичка, зашедшего пропустить бокальчик бельгийского пива, или двух старушек, что-то бурно обсуждающих за чашкой кофе, или бабушку, которая еще 5 минут назад мыла туалеты, - здесь как-то человек любой профессии может чувствовать себя вполне достойно и комфортно.

Еще до поездки, когда я изучала возможности нашего путешествия, я поразилась, насколько правительство заботится о так называемых социально менее защищенных слоях общества: детях, пенсионерах, беременных, ищущих работу, студентах, незрячих, инвалидах и т.д. Наверняка существует еще много других социальных программ, но я хочу сказать о том, что коснулось уже нас напрямую: проезде в общественном транспорте. В Бельгии очень развита сеть железных дорог, поэтому между городами легко перемещаться на электричках, уровень которых тоже не в пример нашему: двухэтажные поезда с туалетами, мусорками, солнцезащитными шторками, столиками, автоматическими дверьми и бесшумные. Но главное это льготы: 1 взрослый может по своему билету провезти четырех детей до 12 лет, т.е. получается, что мы, как пара, можем провезти бесплатно 8 детей - вот это я понимаю, стимулирование рождаемости. Более того, после 12 лет и до 25 лет дети все еще считаются детьми )) в том плане, что если у вас большая семья и трое и больше детей от 12 до 25 лет, все они и вы в том числе получаете льготу на проезд 50%, хотя я никогда не была "фанаткой" льгот. Беременные путешествуют первым классом без дополнительных затрат, пенсионеры или другие лица со сниженным доходом оплачивают проезд со скидкой 50% во втором классе.
Бесплатный общественный туалет в Генте

Ну и конечно, отдельное место в знакомстве с Бельгией занимают пиво и шоколад. Я старалась попробовать все сорта пива или хотя бы из списка пива ТОП 10, который рекомендовал Александр, кстати, ему отдельное спасибо за информационную поддержку ;) 
Из пива могу отметить Kriek, его я заказывала в ресторанах чаще всего и привезла с собой в Россию, также мне понравился Palm, остальные показались мне все на один вкус, но я знаток еще тот )))) У мужа еще со времен его работы в бельгийской конторе любимое пиво Duvel.

Что касается шоколада, то самый вкусный шоколад производят в Брюгге и продают на улице Wollestraat. В остальных городах Бельгии его купить невозможно, там продают только известные бренды. Методом проб и ошибок под конец поездки мы наконец поняли, что покупать его нужно в тех магазинчиках, которые не являются всемирно известными производителями. Они (мировые бренды) изготавливают шоколад в промышленных масштабах, используя консерванты, в то время как маленькие частные магазинчики производят шоколад ручной работы в малых количествах с маленьким сроком годности. Шоколад ручной работы просто тает во рту, разница на самом деле очень ощутимая.

Впервые я попробовала бельгийский шоколад в 2005 году, когда муж привез его из Брюгге из командировки, второй раз в 2007 году он привез из Гента и вкус был совершенно другим, но какой был первый шоколад, что за марка - тот самый с волшебным вкусом, мы уже забыли, поэтому пришлось все изучать заново на своем опыте. Когда шоколад и все шоколадные подарки были куплены, мы наконец увидели тот заветный магазинчик, я сразу его узнала по упаковкам, пришлось купить еще и там килограммчик, в след. разы, когда буду в Бельгии, прямиком пойду только туда. Итак, лучший, по моему скромному мнению, бельгийский шоколатье:

Адрес и телефон лучшего шоколатье на упаковке

Здесь были также самые оригинальные фигурки

Срок годности

Остатки сладки =)

Каждая коробочка упакована в бумагу,
перевязана ленточкой и положена в пакетик

Вот тут мы тоже покупали, но самое главное, у этого магазинчика есть свой сайт и они отправляют шоколад по всему миру, включая Россию. Цены, правда, насколько я помню, выше, чем в офлайн-магазине. Но по крайней мере шоколад тоже ручной работы. В целом шоколад стоит примерно одинаково - около 18-26  за 1 кг, но брендовые марки типа Godiva и Neuhaus в 2 раза дороже.

Также нам понравился этот шоколатер Брюгге (ручная работа):






2 комментария:

Unknown комментирует...

Привет Нина!
Все, что ты описала про социальную защиту населения попала правда. Старики - самые счастливые люди. Жильё уже выплачено, дети взрослые, живут в своё удовольствие.
Про многодетные семьи скажу: по мимо описанных тобой льгот ещё очень выгодно рожать детей по налогам. Однако, далеко не все хотят брать на себя ответственность иметь детей не смотря на все ухищрения правительства.
Про шоколад не могу почти ничего сказать - мы его не едим :-)

Жду продолжения рассказа!

Иджи комментирует...

Как же вам удается, живя в Бельгии, не есть такой вкуснейший шоколад ))) я бы только из-за шоколада туда приезжала и приезжала )))

А про детей да, не все хотят жертвовать своим временем и свободой, наверное )) А что, кстати, у вас считается многодетной семьей? У нас 3 и больше детей. Из ощутимых льгот могу вспомнить только 50 % оплату за коммуналку, ну и без очередей в садик - это то, что актуально.